Вот Вы купили заветные 2 пузырька с прозрачной ювелирной смолой, и что теперь? Как превратить эту заветную жидкость в эксклюзивное украшение? :)
Для работы с ювелирной эпоксидной смолой Вам понадобятся:
1. Собственно смола (основа+отвердитель)
2. Одноразовый стаканчик (или силиконовый многоразовый)
3. Весы или шприцы (не меньше двух)
4. Деревянный шпатель (широкая палочка для перемешивания, например от мороженого) или стеклянная палочка
5. Перчатки и респиратор (в идеале они нужны, ведь работаем с химией! но некоторые рискуют и не защищают кожу и дыхательные пути :( )
6. Наполнение (сухие цветы, блёстки, микробисер, ракушки, каменную крошку , любые мелкие бусинки и т.д. и т.п.)
7. Пинцет, зубочистки или другая тонкая штучка, которой мы будем переносить наполнение в смолу
8. Молд для эпоксидной смолы, или рамка, или сеттинг, или контур
9. Файл или пищевая плёнка + картонка/разделочная доска/книга (что-то плоское и твёрдое) и клеёнка или плёнка на стол (НЕ газета, газета промокнет и приклеится к столу).
10. Что-то купольное (прозрачный контейнер, высокая крышка или что-то ещё, чем можно накрыть залитое изделие до высыхания)
Общие важности при работе с ювелирной эпоксидной смолой:
1. Проверяем температуру и влажность вокруг себя. Температура должна быть не ниже 22-23 градусов, влажность - не выше 55%. Если будет нарушен этот пункт - смола не сможет полноценно заполимеризоваться и в итоге вы получите резиновую штуковину, а не пластиковую. Если температура и влажность неподходящие (например, в Питере это летом, когда отопление выключили, а на улице сырость) - лучше отложите заливку до лучших условий (май и июнь - самое время собирать и сушить запас цветов на весь год вперёд ;) ).
Проверить температуру и влажность можно термометром/гигрометром.
Но на крайний вариант есть хитрость - можно поставить сушить застывающее изделие в духовку на 50-60 градусов (эпоксидки ПЭО - точно можно, другие ювелирные смолы - неизвестно).
2. Застилаем рабочую поверхность. Потому что всю равно всегда непослушные капли эпоксидки и мокрые зубочистки убегают с файла, где работаем. :))
А в файл запихиваем подходящего размера картонку/книгу/доску (или оборачиваем их пищевой плёнкой - кому как удобнее).
3. Выкладываем на файле с подложкой заготовки будущих украшений (сеттинги, рамки и т.п.). Поближе кладём наполнение и примерно решаем как и что из этого будет уложено в заготовки. Если планируется выложить сложный букетик из сухоцветов - выкладываем в сеттинг, фотаем на телефон и разбираем обратно.
4. Надеваем индивидуальные средства защиты (перчатки, респиратор). Обеспечиваем проветривание помещения и отсутствие рядом детей и домашних животных (не только потому, что им это вредно, но и вашей нервной системы вредно случайное тыкание пальчиком в работу и летающая рядом шерсть :)) ).
5. Разводим состав. Строго (а не на глаз!) отмеряем оба компонента на весах по весу или шприцами по объёму (ПЭО по весу 1:4, по объёму 3,3:1; Артлайн по весу 1:2). От этого зависит застынет ли у Вас изделие (если будет много компонента А - смола не застынет (будет резиновой и липкой), если В - поверхность будет "потеть").
В идеале - вливаем компонент В в компонент А то-о-оненькой струйкой и сразу перемешиваем. Мешаем 3-5 минут, не меньше! Перемешиваем тщательно (в т.ч. соскребая шпателем состав со стенок и дна), но не быстрыми движениями, иначе мы нагоним в смолу лишние пузырьки. Мешаем и следим, что состав стал полностью прозрачным, без оптический искажений на просвет (лучше всего смотреть под led освещением и в прозрачной таре, тогда точно не пропустите недосмешанные участки состава).
Смола при смешивании нагревается, не пугаемся! Это начинается реакция полимеризации.
6. Оставляем замешанную смесь "отдохнуть" на 15-30 минут. В это время начнёт развиваться реакция и вытолкнет образовавшиеся при смешивании пузырьки наверх. Для ускорения процесса состав можно подогреть (поставить стакан с составом в глубокую тарелку с горячей водой). Особенно это актуально для более густых смол (Artline Honey(Артлайн Хани) или ПЭО 10К).
7. Пока смесь "отдыхает" проводим окончательную подготовку заготовок. Довыкладываем поближе то, что забыли.
Если планируете использовать красители - сейчас самое время их ввести в смесь (лучше отлить часть в другую ёмкость и там смешать ;) ).
8. Начинаем творить! ;) Аккуратно заливаем первый тонкий слой эпоксидки на/в заготовки. Закладываем наполнение (насыпаем или переносим зубочисткой, смоченной в смоле). Заливаем эпоксидку поверх наполнения до линзы или плоскости - смотря что Вы задумали.
На самом деле этот пункт не описать в трёх словах. В зависимости от типа заливки и использования разных основ/заготовок - и нюансы работы будут разные. Так что об этом - в следующий раз. Точнее разы. ;)
Если после заливки вы видите на поверхности смолы пузырьки - их можно удалить зажигалкой (обычной или для газовой плиты). Профи дегазируют смолу вакуумными установками. Чтобы полностью избавить изделия от пузырьков внутри (например, при заливке сухоцветов, образуется очень много микропузырьков около растений, сами они не выходят и зажигалкой их не удалишь...)
Заливать заготовки вы можете в течении "времени жизнеспособности смолы". У всех смол это разное время. У Артлайна, например, это примерно 2-2,5 часа (у Артлайна Хани - поменьше, примерно 1-1,5 часа). У ПЭО 510КЭ - примерно 5-6 часов (у ПЭО 610КЭ - 3-4 часа). И т.д. и т.п.
Сначала смола будет достаточно жидкой, постепенно она будет загустевать. И в конце "жизнеспособности" она просто перестанет стекать с зубочистки/шпателя. Тогда её уже можно использовать исключительно в качестве клея (быстрее приклеивайте булавки к готовым изделиям и т.д. ;)) ), а залить ею уже ничего не удастся.
Вывод: не разводите много смолы! Особенно, если собираетесь заливать сеттинги. На них требуется совсем немножко эпоксидки ;) Например, разведите грамм 20 в общей сложности, этого хватит штук на 5-10 сеттингов (в зависимости от замера). Если пробуете заливать рамки для эпоксидной смолы или небольшие молды (кабошоны, пуговицы, бусины)- разведите грамм 30.
9. Всё. Заливки готовы сушиться-отвердевать. Ставим их (прямо на картонке/книжке/доске в файле) на ровную горизонтальную (иначе ювелирная смола может убежать вбок и стечь с заготовки :(( ) поверхность, недоступную для случайного задевания. Накрываем (от пыли, она ОЧЕНЬ любит эпоксидку, как магнитом к ней тянется :(( ) прозрачным контейнером/крышкой/куполом (но при этом оставляем доступ воздуху!). Почему именно прозрачным? Чтобы смотреть в процессе застывания, не трогая. Потому что если пытаться приподнять крышку - обычно всё равно что-нибудь, да свалится и испортится. :)) Так что ждём терпеливо до полной полимеризации (отвердения) и поглядываем сквозь крышку. ;) У Артлайна это примерно сутки, у ПЭО 510КЭ - двое суток (у остальных прозрачных ювелирных эпоксидных смол - смотрите инструкцию ;) ).
10. Срок полимеризации вышел. Всё застыло (а если не застыло даже через 3-4 дня - значит недостаточно перемешали компоненты, или нарушили пропорции смешивания, или условия окружающей среды были неблагоприятными; дозаливать такие заливки НЕЛЬЗЯ, так что или на выброс или оставляйте на память получившиеся резиновые штуковины :)) ).
То, что уже готово к использованию - достаём и пользуем (например, если вы заливали линзу на сеттинг или заливали плоские кулоны в молдах).
То, в чём нужно просверлить отверстие (например изделия из молдов кристаллы) - просверливаем (очень удобно это делать специальной ручной сверлилкой (мини-дрелью) для эпоксидной смолы).
То, что нужно наклеить на основу - наклеиваем вновь разведённой эпоксидкой или другим клеем.
То, где наплыли неровные края (например заготовки из молдов бусин или шаров), или вы использовали молды, не предназначенный для эпоксидки (например, пластиковые для мыла (из них почти не вынуть готовую работу и получается она с разводами) ИЛИ силиконовые кондитерские, т.к. из них мы ВСЕГДА вынимаем матовые изделия, которые придётся обрабатывать, если, конечно, по вашей задумке изделие и не должно быть матовым;) ) - достаём, шлифуем и полируем. Или, если наплывы незначительные и в незаметном месте, подпиливаем надфилями.
Если, достав из молда, вы обнаружили кратеры от пузырьков воздуха на поверхности изделия, а такое часто бывает на изделиях из почти полностью закрытых молдов (шары, бусины) - дозаливаем дырки капельками вновь разведённой ювелирной смолы и отправляем обратно на сушку (есть версия, что такие кратеры можно залить УФ смолой и моментально заполимеризовать, но нет гарантии, что УФ эпоксидка будет настолько же кристально прозрачной, как самоотвердевающая :(( ).
Вот, в принципе, и всё, что вам нужно знать для того, чтобы начать работать с волшебной прозрачной ювелирной смолой. ;)
Ну и некоторые нюансы, не вошедшие в описание работы с ювелирной эпоксидной смолой:
1. Тонкий слой эпоксидной застывает ДОЛЬШЕ, чем толстый. Почему? Потому что для реакции полимеризации нужно поддержание температуры, а плоский слой будет отдавать много тепла вникуда, поэтому и полимеризоваться будет дольше, чем объёмное изделие.
2. Если ваша работа подразумевает заливку в несколько разных слоёв - доливаем следующий слой часов через 6-8 после предыдущего. Тогда стык сливок не будет очень сильно выделяться и новый слой качественно сцепиться с предыдущим.
3. Если вы развели (и/или окрасили) смолу и не использовали её сразу, а время жизнеспособности смолы ещё не истекло - её можно заморозить (Артлайн это гарантирует, другие смолы - неизвестно!). И потом, в нужный момент, разморозить на водяной бане при температуре 60 градусов и она снова будет пригодна для работы.
4. Не добавляйте в смолу более 5% от общей массы жидких красителей и наполнителей и не более 50% сухих! В случае с жидкостями это может повлиять на застывание эпоксидки, а с сухими - на хрупкость готового изделия.
5. Удалить (растворить, счистить) растёкшуюся и ещё не застывшую смолу можно изопропиловым спиртом или ацетоном.
6. При попадании жидких компонентов (или уже смешанной смолы) на кожные покровы - как можно быстрее смойте их горячей водой с мылом. Если не помогло - протрите ацетоном (или жидкостью для снятия лака). Опять вымойте руки, высушите и смажьте кожу жирным кремом или мазью с вазелином.
При попадании в глаза - 15 минут промывайте тёплой волой и после этого обратитесь за помощью к врачу. Случайного попадания внутрь, надеюсь, у вас не случиться случайно (срочно к врачу! если что... :)) ).
7. Ни в коем случае не кладите в качестве наполнения свежие или недосушенные цветы/растения. Они сгниют! И примерно через полгода изделие превратиться в нечто чёрное внутри.
Вот, вроде бы и всё, что сегодня мы хотели вам рассказать. ;)
PS: На фото изделия, выполненные из эпоксидных ювелирных смол Artline (Артлайн) и ПЭО 610КЭ
До новых встреч!
Ваш Бубис
0 комментариев